Должен ли неоригинальный OEM заменитель быть идентичным оригиналу? Речь пойдет о стреле EIK ENGINEERING для карьерного экскаватора Hitachi EX2500 в Приморском крае.

Сумма спора: 33 млн рублей + расходы. № дела: А51-7406/2020.

С чего всё началось: у покупателя в эксплуатации экскаватор Hitachi EX2500, добыча угля. При наработке 52 000 м/ч проводится большое ТО и принимается решение о замене базовой оригинальной стрелы. Покупается и устанавливается стрела EIK ENGINEERING (Малайзия).

В ходе ТО сервисной организацией указывается на необходимость замены изношенных стреловых гидроцилиндров (далее «ГЦ»), которые системно перепускают масло, но собственник замену ГЦ не произвел. После ТО, через 200 м/ч отмечается подклинивание стрелы в нижней части, причина явно в локальном несоответствии геометрии стрелы. Подпилили, все – ок, началась полноценная эксплуатация.

Через месяц, выявляется трещина металла на обечайке опоры стрелы одного из подъемный ГЦ. Параллельно с этим выявлен целый список неисправностей гидросистемы машины (дрейф стрелы, течи ГЦ, удары, неравномерность давлений насосов и тд.). Трещину заварили, гидросистему не отремонтировали.

Через несколько дней трещина появляется вновь, заваривают. Текущий ГЦ меняют на аналогичный, но б\у. Через несколько дней история повторяется, трещина металла в том же месте. Стрелу демонтируют и устанавливают старую оригинальную, о ней никакой информации, кроме того, что она вся в заплатках.

Суть претензий: собственник провел контроль толщины стенок спорной стрелы и выявил, что толщина металла в 2 раза меньше, чем у оригинальной. Исходя из этого, выстроена позиция невозможности работы стрелы под нагрузкой, т.к. она якобы менее прочная чем стрела Hitachi. Требование – расторжение договора на поставку стрелы.

Объем исследований. В период спора было выполнено 6 экспертиз, несколько рецензий и бесконечное количество консультаций. Ключевое:

1️⃣ Все стенки стрелы действительно тоньше оригинала, однако это OEM и при обеспечении заявленных характеристик и обеспечении надлежащей работоспособности элемента/узла его внутренние параметры могут быть любыми. Это очень важно, т.к. производители неоригинальных элементов зачастую не имеют конструкторской документации оригинальных компонентов, но могут скопировать исходных компонент или оцифровать кинематику и нагруженность требуемого механизма машины, для которого изготавливают свою неоригинальную продукцию.

2️⃣Спорная стрела EIK полностью изготовлена из стали WD700 (Weldox), которая почти в 2 раза прочнее стали SS400 из которой изготовлена оригинальная стрела Hitachi. Это не значит, что стрела EIK лучше оригинальной, это лишь позволяет делать стенки из более тонкого металла для сохранения эксплуатационных свойств, при этом сталь WD700 дороже стали SS400.

3️⃣В ходе экспертиз выполнено несколько компьютерных моделирований по всем нагрузочным параметрам объекта, доказано, что стрела EIK выдерживает требуемые нагрузки и статические, и динамические с большим запасом. Также выполнена перепроверка заводских испытаний и циклов моделирования, нарушений не выявлено.

4️⃣Сложно было выполнить качественный анализ степени влияния неисправностей гидросистемы машины на формирование локальных нештатных нагрузок в креплениях гидроцилиндров к стреле. Пошли путем анализа совокупности данных о хронологии возникновения повреждений и их повторяемости, данных об их устранении, условий эксплуатации и характере сопутствующих признаков отказов.

Через всю историю отказов красной линией проходит огромное количество неисправностей гидросистемы машины, о которых, сервисная организация постоянно извещала собственника. Любопытно, что собственник достаточно неплохо обосновывал свою позицию в том числе тем, что с оригинальной стрелой Hitachi машина нормально работала даже с неисправной гидросистемой. С одной стороны, он заведомо признавал эксплуатацию машины с нарушением правил завода изготовителя, а с другой, свидетельствовал о том, что оригинальная стрела прочнее, однако доказать документами это не смог, т.к. ни одного документа по ремонту и обслуживанию машины после демонтажа спорной стрелы предоставлено не было.

Важные выводы, о которых хочется сказать:

1. Неоригинальный компонент машины вполне может изготавливаться по отличной от оригинала конструкции и, очевидно, с применением других материалов. Эксплуатационные свойства должны быть сохранены.

2. Если бы сервисная организация не фиксировала каждую неисправность гидросистемы при каждом ТО и ремонте машины, то контракт на поставку стрелы скорее всего был бы расторгнут.

3. Собственник машины мог выиграть дело если бы изначально хорошо проработал стратегию и сформировал нужные документы. Не буду подробно об этом говорить, т.к. скорее всего это была бы фальсификация или лишь на половину она, но поверьте, чего только не делают для арбитражных споров.

4. Самое неожиданное, но правда… Малазийская стрела EIK оказалась не менее прочная, чем оригинальная Hitachi, удивительно, но факт.

Как обычно, ссылка на решение: https://sudact.ru/arbitral/doc/UDZmYfpvH95f/

Экспертный отдел ЭСТЛС.