Предисловие.

Многие ассоциируют инженерную работу со скучным просиживанием штанов в офисе за компьютером или чертежами, а другие наоборот, с бесконечным замерзанием на площадках Норильска. Что ж, все правы, бывает по-разному. Экспертная деятельность, особенно если ты специализируешься на исследованиях спецтехники и оборудования позволяет успешно балансировать между жизнью в офисе и бесконечными перелетами между городами, а главное, посещать такие уникальные места, в которые простой человек без дела совершенно точно не доберется.

Основатель нашей компании, Дмитрий Ивлиев, имеет две прекрасные привычки: летать в командировки по всяким отдаленным уголкам мира и потом писать об этом очерки. Один из таких очерков, ниже и приведен, с сохранением исходной стилистки и от первого лица.


Дмитрий Ивлиев:

Всё произошло как всегда, внезапно, заказчик обратился с просьбой срочно провести экспертизу карьерного самосвала. Все бы ничего, да вот возит этот самосвал руду с платиной, а платина у нас на прииске «Кондёр», что в Аяно-Майском районе Хабаровского края. Делать нечего, летим.

Билет до Хабаровска куплен, дело не хитрое, и вот уже в ближайшее воскресенье началось мое путешествие в тайгу. 8 часов полета до Хабаровска это не в магазин съездить. Конечно, лучше, чем в США лететь, но, так или иначе, прилетаешь как выжитый лимон.

Хабаровск встретил пасмурной погодой и долго-долго строящимся аэропортом. Утро, 12 часов, и коли мне на следующий день в 7 утра из Хабаровска вылетать частной авиацией дальше – в сторону прииска, я решил заселиться в гостинице рядом с аэропортом. Номер маленький, туалет и душ в коридоре, но зато халат мягкий, тапочки и кровать удобная, что еще нужно? Welcome.

День свободен. Ай-да по городу гулять. Транспорт – троллейбус №1 идет через весь город по центральной улице «Карла Маркса» и все удовольствие 18 рублей. Мило, что кондукторы дают те самые старые билетики о которых, в Москве и позабыли.

От аэропорта, который в черте города до другого конца города примерно 19км, и на старом троллейбусе это минут 40. Итак, доехали, конечная остановка – смотровая площадка на реку «Амур». Дождь, зонта нет, ветровки нет, в общем, смотреть на Амур противно, ибо и так вода с неба льет. Ладно, не для нытья 8 часов летел, пойдем гулять и в дождь. Город и вправду не очень большой, но отстроенный. Центральные улицы большие, дома практически все приличные, конечно, есть старые деревянные дома, но они уже скорее как памятники архитектуры. Все искал, где можно поесть китайской еды, как-никак 40км до Китая. Оказалось все непросто, местные жители не любят ни китайскую еду, ни китайские продукты, от силы китайские вещи.

Следующий день, 7.30 утра, как штык в аэропорту. Частная авиакомпания, самолет которой возит своих сотрудников до ближайшего аэродрома к прииску, настолько хитрая, что НИКАКУЮ информацию о вылетах в справочном бюро Хабаровского аэропорта получить нельзя. Билета у меня на руках не было, я просто должен был быть в списках, так как все вопросы решали в Hitachi. Походил по аэропорту, поспрашивал, и в итоге нашел суровых мужиков, которые с огромными сумками ютились под лестницей. – «Вы на Мар-Кюель летите»? спросил я, – «Да», – «отлично, я тут с вами ютиться буду». Через час стало известно, что вылетаем только в 10.30, ждем.

Контрольное время, приходит представитель авиакомпании и по списку выкрикивает фамилии, раздавая билеты. Прошли контроль… какой контроль в этот самолет???

На этом динозавре АН24, только слонов возить, и то, по частям, что бы не родили со страху. Вещи битком закидали в грузовое отделение, сами также “закидались” в салон, по лесенке. Одним словом древность. Звук такой, что разговаривать в салоне просто НЕВОЗМОЖНО, вибрирует он так, что после выхода из него, еще 1,5 – 2 часа ты как вибратор ходячий. Ну хоть приземлились, и на том спасибо, а то пар, проходящий через щели обшивки все нам покоя в самолете не давал, когда мы через облака летели 3 часа.

Мар-Кюель… Вы знаете, пожалуй, это очень уютное место. Его предназначение на сегодняшний день лишь в том, что бы переправлять людей из Хабаровска на прииск. Содержится этот поселок (20 человек, пару домов, теплиц и взлетно-посадочная полоса из глины) на деньги компании «Русская Платина» кому и принадлежит прииск. Но особенность этого места заключается в ощущении отдаленности от всего. Ты понимаешь, что тут нету НИЧЕГО, ни дорог, ни магазинов, ни сотовой связи толком. Отойди на 500 метров в лес и тут же станешь обедом для медведей, которые тут и есть хозяева.

На фото, как это ни смешно, здание аэропорта, ну или типа того. Наверху диспетчерская, внизу комната досмотра (в которой, кстати, стоит аппарат досмотра как и везде, но только он выключен, т.к. видимо, никто не знает как им пользоваться). 5 сотрудников аэродрома, 3-ое сотрудников компании «Русская Платина», которые что-то тут делают, и транзитчики типа нас, кто едет на или с прииска.

Ждем команды к отправке на сам прииск. Ура, крик на погрузку. Все берут вещи и идут к машине, точнее, вахтовке на базе Краза. Шутки в сторону, дорога тяжелая. Зимой – зимник, а летом… эээээ, ну, в общем, – направление… по сопкам…

Сел в кабину к водителю. Спрашиваю, – «а сколько ехать-то», – «ну часов 7-9, как пойдет»… занавес… Свои мысли в ту минуту описывать не буду. Ладно. Сам водитель из Волгограда и уже 10 лет сюда ездит на вахту по полгода. Летом говорит, плохо ездить, дорога кривая, трясет… вот зимооой, зимник – хорошо, только иногда температура -60 градусов, а так нормально… если машина не сломается, конечно. Мда, дыра, но места красивые.

Дорога для такой техники хорошая. Местами ямы, местами большие, иногда очень большие. Камни, камни, камни. Через ручейки и речки сделаны деревянные мостики, которые время от времени переделывают. Виды впечатляют своим простором. Бесконечные сопки севера, бескрайние леса. Хоть лес и редки, деревья в основном – хвоя, но смотреть приятно. Пожалуй, портит вид только бесконечно каменистая поверхность. Земли практически нет. Тут либо болото, либо камни, иного не дано. Деревьям и кустарникам приходится стелить корни по поверхности земли, не глубже 10-15 см., ибо дальше бесконечные залежи твёрдых пород и веееечная мерзлота, так-то.

Путь длинный. Поболтали, молчим. Суровая природа, суровые люди. Через 1 день пребывания здесь, я стал сам неразговорчив и мрачен как и все остальные. Каждый думает о своем. Ни улыбок, ни слов, ни тем более смеха.

На пути есть несколько мест, где по необходимости живут вахтой люди. Либо дорожники, либо сломавшиеся водители. Тут, если нет крыши над головой, либо съедят насекомые, либо медведи, либо замерзнешь… ну или в обратной последовательности.

Поверьте, 9 часов на этом тарантасе, это вечность. Тебя трясет, ты спишь, бьешься головой обо все предметы (ремня нет), просыпаешься, а ты все еще едешь, а вокруг леса, камни, бегающие глухари и бурундуки. Перед каждым поворотом ты сначала ждешь, что будет что-то новое…, но нет, очередной подъем.

Хотя, надо признаться, что временами ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ красиво !

Такая вот дорога, 9-ти часовая. Доехали. КПП, въезжаем на прииск. Составляем список прибывших. Тут все серьезно, по прииску постоянно ездит патруль, при въезде и выезде обыски и досмотры вещей, чтобы не вывозили инструменты и … видимо, платину. Одним словом, порядок.

Вахтовый поселок, деревянные дома, столовая, мастерские, сервисные и деревянные настилы между ними. Все остальное, это дороги и бесконечные километры карьерных площадей. Как такового карьера и нету, скорее окапывают холмы, сопки, равномерно углубляясь по равнине. Потом на самосвалах отвозят грунт на промывочную станцию, которая находится тут же, промывают, и потом уже запускается тот самый процесс отделения платиновой руды от грунта.

Поселили в балок. На всей территории прииска курение строго в отведенных местах, отнюдь не шутки. Во-первых, т.к. вся техника работает круглые сутки 365 дней в году, и лишь 1-2 часа простоя в сутки, то тысячи тонн солярки, которые здесь перевозятся, часть может и пролиться, бесконечное количество ГСМ, которое попадает на землю при обслуживании техники… да про экологию здесь особо не думают, увы. Если все это загорится, а как минимум весь поселок деревянный, а как максимум запасы топлива и главное, тонны взрывчатки, которой каждый день взрывают вечную мерзлоту. Взрывчатка именно тоннами, каждый день. На партию взрывов уходит 2-3 полных грузовика взрывчатки. При взрыве, на расстоянии 2км, дома трясутся так, что чуть ли стекла не выбивает…  

Алкоголь на территории прииска категорически запрещен. При первом же обнаружении человека в нетрезвом виде с ним разрывается контракт на вахту, и на следующий день он покидает прииск, с отсутствием возможности потом вернуться сюда на работу.

Примерно 1000 человек населения поселка, 99% мужики, кто-то сидел, кто-то по жизни угрюм, но все одинаково хмуры. А чего веселиться? Все приехали работать, с разных уголков страны: Мурманск, Хабаровск, Калининград, Урал, Украина, Сибирь, Магадан и даже Австралия и Малайзия с Японией… большой конвейер с включением совершенно разных специалистов: водителей, инженеров, подрывников, врачей, поваров, механиков, геологов… кого тут только нету и для всех одинаковые условия. Никакого оборота денег. Завтрак, обед, ужины бесплатны по расписанию. Еда простая, но вкусная. Первое – супы 1-2 видов, второе – каши, картошка, макароны, все это с мясом или рыбой или еще чем-нибудь. Столовая большая, простые деревянные столы, железная посуда, никаких вилок, за обедом никто не разговаривает. Все едят, еда тут – силы и отдых.

Не буду вдаваться в подробности, как проходила экспертиза и описывать трудности рабочего характера, они всегда есть и к ним быстро привыкаешь.

Hitachi Eh3500

Что ж… вот он, мой самосвальчик. Кажется маленьким? Как бы не так. Ширина больше 6 метров, высота больше 7 метров, а длина – более 14м. Могу сказать, что самое неприятное это находится под его кузовом, даже когда двигатель не работает (см. ниже картинку). Осознание того, что если кузов весом 25 тонн упадет на тебя, то мало что уже поможет. 

Hitachi Eh3500

Осматривать пришлось очень быстро, пока водители на обеде (15 минут), ибо каждая минута простоя – это деньги.

Путь обратный, как Вы поняли, не короче… подъем в 3 часа ночи, досмотр вещей, посадка в вахтовку и… 9 часов дороги обратно. Пожалуй, это самая противная часть пути. Трясешься в будке на сидушке, 25 хорошо пахнущих мужиков, открывающихся окон нету, все затекает… короче как в самолете, только трясет не по-детски, душно и тесно. Эмоции, когда мы опять видели здание аэродрома Мар-Кюель – зашкаливают, мат-перемат, все вылезают. Теперь 3-4 часа ждем самолет из Хабаровска чтобы улететь обратно. Гулять по территории нельзя, можно только сидеть. Ура, самолет прилетел. Сейчас пилоты перекусят, самолет дозаправят и в путь… Все ждут, как никак многие полгода были на вахте, кто-то 3-4 месяца, кто-то 2-3 дня по делам… 25 человек со всех уголков России.

Вот, пожалуй, и завершилось мое путешествие. Безусловно, места красивые и необычные. До Мар-Кюеля можно добраться только на самолете. Дорог соединяющих его с городами нет. Ближайший посёлок большего размера это Таммот, до него 800км только по зимнику, летом сообщения нет, а в Таммоте сообщение только ж/д и речное… баржи. Туда привозят технику, еду, оборудование, складируют и уже зимой переправляют на Кондёр.

В скором времени должны достроить взлетно-посадочную полосу на самом Кондере и необходимость в Мар-Кеюле отпадет… его забросят, в дома заселятся медведи… дорога зарастет, и в наших бескрайних лесах на Дальнем Востоке появится еще одно заброшенное поселение из нескольких больших домов, теплиц и сооружений… Жаль, конечно… уникальное место которому как никак уже 50 с лишним лет.

Дмитрий Ивлиев.

Кстати, здесь ТГ-канал Дмитрия об экспертизе.