Предисловие.

Многие ассоциируют инженерную работу со скучным просиживанием штанов в офисе за компьютером или чертежами, а другие наоборот, с бесконечным замерзанием на площадках Норильска. Что ж, все правы, бывает по-разному. Экспертная деятельность, особенно если ты специализируешься на исследованиях спецтехники и оборудования позволяет успешно балансировать между жизнью в офисе и бесконечными перелетами между городами, а главное, посещать такие уникальные места, в которые простой человек без дела совершенно точно не доберется.

Основатель нашей компании, Дмитрий Ивлиев, имеет две прекрасные привычки: летать в командировки по всяким отдаленным уголкам мира и потом писать об этом очерки. Один из таких очерков, ниже и приведен, с сохранением исходной стилистки и от первого лица.


Дмитрий Ивлиев:

К вопросу о наличии за МКАДом жизни, можно сказать, что она не только есть, но и достаточно разнообразна. Например, по дороге к прииску платины (п. Уорлоган), встретишь множество задорно перебегающих дорогу медведей и лосей. Живут же себе звери и в ус не дуют. А если серьезно, то каждая командировка позволяет мне по-разному взглянуть на мгновения жизни, что трудно осуществить в стабильной жизненной рутине, находясь дома. Нет, дома, конечно, не скучно: семья, хозяйство, куры, собаки и др., но как вот, например, узнаешь, что у якутов есть своя национальная олимпиада? благодаря которой я остался без крова на полюсе холода – Оймяконе. Ладно, давайте по порядку.

Последняя моя длительная командировка была на Кузбасс, где пришлось дефектовать экскаватор высотой с 3-х этажный дом Hitachi EX5500, весьма уникальная машина и на ее исследование у меня ушло почти 4 недели ежедневно работы.

Теперь путь мне лежал почти до самого Магадана, в городок золотодобытчиков – Усть-Нера. Добраться сюда можно тремя способами: самолетом из г. Якутск, на машине (автобусе) или на оленях. Третий вариант отпал сразу, второй слишком долгий (1000 км от ближайшего крупного населенного пункта (Магадан, Якутск), ну а первый как раз по мне оказался.

В 6 часов утра я прилетел в Якутск и, заселившись в ближайшей гостинице, отправился гулять по городу. Не скажу, что столица Республики Саха мне сильно понравилась. Как и в остальных городах имеется разношерстный частный сектор, центр весьма чист и опрятен (про реагенты на дорогах молчу – о них тут не слыхали), дома в центре города различных годов постройки, но все в приличном состоянии.

Бедностью не пахнет, люди весьма добры и отзывчивы, однако мне не хватило своей, ни на что не похожей атмосферы города (напр. как в Томске). Знаете, бывает такое, приезжаешь вроде в обыкновенный городок (не про Томск, конечно) и сразу погружаешься в теплую, уютную атмосферу, а уезжая, ощущаешь некислый магнетизм всего окружающего… в Якутске я этого не встретил, увы.

В планах у меня было посещение двух достопримечательностей – «Выставка «Сокровищница Республики Саха» и музей «Мамонта». Про выставку можно рассказывать долго, начиная с описания уровня охраны (бронированные двери, видеонаблюдение, сканеры и тд.) и заканчивая, естественно, экспонатами.

Древние и современные аутентичные украшения, алмазы, бриллианты, узорная посуда и одежда из золота с серебром, уникальная резьба по рогу мамонта и оленя… многое другое, словами в действительности не передать восхищение от увиденного, поразительное умение человека создавать предметы искусства из неказистых предметов природы. Одно опечалило – фотографировать нельзя, зато охранники меня напоили чаем и угостили самсой.

Музей «Мамонта» также интересен, но другим. Прежде всего, конечно, впечатляют сами чучела мамонтов и репродукции этих замечательных мохнатых великанов. Но когда узнаешь с каким трудом представленные экспонаты становятся таковыми, то есть «откапываются из вечной мерзлоты» и переселяются в музей, – совершенно искренне респектуешь ученым и работникам музея :).

Главный научный сотрудник одноименного с музеем НИИ за чашечкой свежесваренного кофе, рассказал мне удивительную историю о «поимке» Шерстистого носорога. Останки нашего героя были найдены неким экскаваторщиком на участке золотодобычи в вечной мерзлоте. Подождали, пока тушка оттает, после чего,  манипулятором спрятали ее в ближайший лесок, дабы и так измученного носорога никто не украл (я сильно усмехнулся при слове «украл», а зря).

Пока к месту находки ехали ученые, которые должны были транспортировать замершего в Якутск, бедную животинку таки украли. КТО? КУДА? ЗАЧЕМ? КАК? Ну кому нужна туша замершей, частично разложившейся, древней твари, нашедшей свой покой в глухих лесах якутской области?… на эти вопросы нужно было ответить ученым в кратчайшие сроки.

Оказалось, что подобные находки, на криминальном рынке, стоят весомых денег. Особенно ценятся кости и бивни мамонтов. Дело взял под свой контроль губернатор Якутии и для поимки похитителей в район происшествия были направлены силы МВД и ФСБ. В течение 2-х следующих недель силовики прессовали и опрашивали местный криминалитет, но положительного результата «культурная» программа не дала.  Все в России объяснимо: местный бизнес активно «крышуется» Чукотскими силами, что позволяет им уверенно чувствовать себя на этом замершем краю земли.

Проблему решил глава Республики Саха, который по «своим каналам» связался с самым влиятельным «мамонтовым» авторитетом-олигархом и, как ни странно, через 2 дня, тело многострадального носорога было обнаружено на трассе Якутск-Магадан, откуда было благополучно доставлено до НИИ. Знал бы носорог, что будет так востребован в 21 веке, точно сбежал бы на Аляску.

Завершив культурную программу, я отправился гулять по городу. Удалось вкусно пообедать в студенческой столовой главного университета г. Якутск. Вдоволь нагулявшись и замерзнув, на ужин я отведал супа из потрашков оленя, а также строганины из жеребятины с согревающим бренди, в приятном, тихом ресторанчике. Утром вылетаю в Оймякон.

Перелет в Усть-Неру не ознаменовался чем-то примечательным. Традиционный АН-24, вахтовики с сумками и баулами, сломанные кресла и постоянный запах выхлопа двигателей в салоне…, но, в целом, перелет приятный, как минимум долетели.

В аэропорту меня должен был встретить сотрудник золотодобывающей компании, чью технику я прилетел осматривать, однако, как я и ожидал, повторилась читинская история, когда, выйдя на парковку, наблюдал разъезжающийся народ и никого по мою душу не было. Когда осталось только 2 Уазика, пришлось интересоваться у водителей, где найти нужную мне Артель. Ребята любезно меня подбросили до офиса и собственно началось веселье. Зайдя к руководству артели, оказалось, что на месте вообще никто не в курсе о моем прибытии и о необходимости проведения некой экспертизы, а я отвечаю, ни много ни мало, почти за 1 млрд рублей заказчика… Забавно.

Так как директор, затеявший сей проект в этот момент, находился в Москве, а разница во времени у нас составляла 7 часов, то дозвониться до него мы смогли только к вечеру. Параллельно с ожиданием длиною в рабочий день, добрые сотрудники искали мне место в гостиницах и ночлежках гостевых домах (читай: у кого можно было бы переночевать до приезда начальства).

Вновь радостная новость: именно в эти самые дни, в Усть-Нере проводились якутские спортивные игры (спортакиада) и НИГДЕ, НИ ОДНОГО свободного места для ночевки не имеется. Когда нам принесли данную весть, у менеджера по продажам вырвался припев песенки: «не надо печалиться, вся жизнь ночь впереди, ложись здесь и спи».

Вечерело… холодало…

Спас начальник базы, приняв волевое решение о поселении меня в комнату общежития, используемую обычно для перекантовки (1-2 дня) сотрудников перед отправкой на вахту.

Первое впечатление от здания снаружи – «и тут живут»?, впечатление же, когда мы вошли – «жесть», потом эти 4 слова я повторял много раз, но преимущественно в следующей комбинации: «жесть, и как тут живут?». Безусловно, бывает в разы хуже, и даже отсутствие света в подъезде, 20 сантиметровые наледи на окнах, оторванный от пола унитаз и др. не смогло меня опечалить, все-таки внутри тепло, на голову не капает, тараканов не видать, что еще нужно?

В соседней комнате живет веселый якут, ему 23 года, окончил местный институт природопользования и по распределению попал сюда работать инспектором природоохраны. К нему как раз в гости приехал приятель из соседней деревни – Саша тракторист, который с порога спросил меня: «выпить есть чего?».

Беда в том, что на время проведения злополучного спортивного праздника, в городе полностью запретили продавать любой алкоголь как в магазинах, так и в единственном баре. У моих соседей, видимо, жажда была столь сильна, что, отлучившись на часок, они вернулись с 3 литрами медицинского спирта, обменяв его на некий охотничий атрибут у вновь прибывшего в город кабардинца.

Находке ребята радовались 2 дня подряд, то падая в коридоре, то засыпая в туалете, мне же пообещали выписать охотничий билет (естественно, местного действия), а, услышав, что у меня нет ружья, браво решили помочь поохотиться с их оружием. Учитывая, что никакая входящая информация в пьяных головах не усваивалась, мною было принято решение согласиться с добрыми людьми и дождаться утра, когда все забудется. Результат оправдал ожидания еще раньше – в 2 часа ночи, допив первую бутылку спирта «охотники» отправились к кому-то в гости, чему я был бесконечно рад, ибо был намечен ранний подъем..

Утром с одним из лучших механиков артели, переехавшим сюда в 1991 году из куда более западных мест и успевшим параллельно с труднейшей работой воспитать 5-х детей, мы отправились на первый участок золотодобычи осматривать технику. Так как по первоначальному плану, после завершения осмотра машин мы должны были вернуться город, то я не стал с собой брать ничего, кроме фотоаппарата, инструмента и теплой верхней одежды… ооооо… как же я ошибся…

Поработав и пообедав на первом участке, выехали на второй, рядом. По дороге мы нагнали колонну из 5-ти грузовиков с трудом идущих к самому дальнему участку в данном направлении (160 км от города, участок Ылэн). Обогнали, приехали на второй, работаем. Как раз в это время подтянулась колонна с закипевшим Камазом. Чиним.

Закончив все работы по участку, стали обсуждать, куда мне ехать дальше. На Ылэне по реестру техники стоит много, но фактически узнать это можно только туда приехав, так как сотовая связь прекращает свое существование в 2 километрах от города, а спутниковая отключена. В целом, никто даже не знает, живы ли охранники на участках, в сохранности ли техника и оборудование, да и вообще, все могло сгореть за зиму. Соответственно, ехать на Ылэн нужно, но с ноября дороги туда нет и ее необходимо прокладывать заново, что займет 5-7 часов на все 50 км по азимуту.

Как ни странно, тянет в город, там как никак цивилизация, да и с собой, кроме верхней одежды и фотоаппарата нет ничего… хоть зубную щетку и кружку взял бы… 10 минут на раздумья. Через 4 дня самолет в Якутск и Москву, надо успевать все осмотреть. К черту город, едем на участок. Сергей отправился домой. Договорились, что завтра, для экономии времени заберет меня на своем Nissan Patrol на полдороги к Ылэну, а я навстречу приеду на погрузчике или бензовозе.

Выехали колонной в 5 машин + погрузчик, прокладывающий путь. Сложность маршрута заключается в движении по азимуту, т.е. дороги нет в принципе. Зимой температура в Оймяконье падает до -720С (это на метеостанции, на самом деле в отдаленных районах еще холоднее), поэтому все работы по залотодобыче прекращаются, техника и оборудование консервируется, на участки забрасывается охрана (2-3 человека с оружием и собаками), а все рабочие разъезжаются по домам, «на материк».

Одним словом, классический вариант продолжительной вахты. Мне повезло, мой приезд совпал с первой заброской топлива и провизии, совпадение, без которого осуществить осмотр техники было бы невозможно.

Лютый мороз обездвиживает все. Звери уходят, птицы не летают, толщина льда на реках 4-6 метров, провалиться машина может лишь в образующиеся полости и трещины во льду, но в том то и опасность. Так как почвы в регионе каменистые, то при полном замерзании русел рек, вода ищет «обходные пути» и сквозь камни выходит на поверхность, затапливая все вокруг. Учитывая температуру окружающей среды, замерзает вода быстро и формируется наледь, площадь, форма и высота которой может быть любой. Здесь-то и образуются большие трещины, где легко может застрять машина.

Неравномерное промерзание рек и подвижность льдов приводят к образованию больших полостей (2-3 метра глубиной) в толще льда, куда провалившись, с успехом замерзнешь за пару часов (за бортом даже в марте от -300С до – 560С). В общем, шутки в сторону, едем. Через 5 часов дороги подбираем одного из двух сторожей участка, который охотился на волка одиночку в 15 км от участка. Молодого человека зовут Марсель, сам из Омска, двое детей, по образованию музыкант, но видимо призвание не музыкально, поэтому вахта 6 месяцев  на краю цивилизации.

Приехали. В поселке 20 хижин (балков), самостроя из местных тонких сосен, частично укрытая техника и оборудование, вот и весь поселок. Марсель и напарник здесь с октября, живут мирно, хотя сами говорят, что поднадоели друг другу. В декабре внезапно отрубили спутниковую связь, с тех пор семьи просто не знали о судьбе своих близких, так себе ощущения. Кстати, света тоже нет и не было.

До позднего вечера мы работали над запуском дизельной электростанции, дабы почувствовать тепло лампочки Ильича, топили печи в домиках, а потом, завалившись в балок к Марселю принялись ужинать дошираком и пить чай. За 3,5 месяца отшельничества рассказов у ребят накопилось много,  про трудности быта в -65 градусов, когда пар замерзает и осыпается льдом, а дрова колоть все равно нужно, штаны фиг снимешь (а туалет-то на улице…), за тушенкой на склад еле добежишь и т.д., в общем, наболело. Единственной отдушиной был Вася – оленевод, эвен по национальности. Время от времени он заезжал на Буране и завозил оленины на ужин.

А однажды, он пришел под вечер в -55 0С весь во льду и сказал, что на снегоходе провалился в воду и попросил помощи достать аппарат. Буран достали и Вася, вместо того, что бы пойти к охране отогреться, принялся голыми руками (в -55 0С !!!) перебирать карбюратор… перебрал и поехал к себе за 20 км.

С одной стороны, вспоминаются шутки Якутов о том, что Эвены не мерзнут, а с другой, жизнь здесь такая – суровая, не починился, замерз. Кстати, земли, на которых находятся ближайшие участки золотодобычи – Васины родовые, которые перешли ему от отца, деда, прадеда и т.д. И артель берет части его земель под золотодобычу в аренду.

В этот же вечер, когда мы пили чай, удалось пообщаться с еще одним оленеводом – Салгы, который по рассказам ну просто волк в человеческом обличии, что навеяло пару строк в смехотворной форме:

Сквозь льды и снега бескрайней тайги 
По острым камням скалистой горы 
Сминая санями столетние мхи 
Уверенно шел великий Салгы 
 
Родился и вырос он здесь средь камней 
Хозяин потомственный местных земель 
Он знает по имени диких зверей 
Не страшен ему даже дикий олень 
 
Поднявшись на сопку, взглянул он на юг 
Подумал, наверное люди там тоже живут? 
Сомнения взяли… там тигры снуют 
Они ж не медведи, чуть что загрызут 
 
На западе диком про Янки слыхал 
Восток, дело тонкое, сам замечал 
Ну, а север родной, где у чукчей бывал 
Всех теплей и любимее стал 
 
Усмехнулся Салгы и собак побраня, 
Вниз по ущелью пошел, в родные дома 
Кто бы спорил, что там, где семья, 
Нам теплее всего, не нужны и юга.

С утра на Ылэне было прохладно, но не холоднее -500С.  Заготовили лед под растапливание для бани, попрощались с мужиками, прибывшими на сезонную вахту и, выехали в сторону Усть-Неры, как всегда, сначала на Урале по лесам, а потом уже на джипе до самого города. Добрался вечером до своей общаги, на лестничной клетке стоя спит мой сосед Альберт… ничего не поделаешь, тащить надо в комнату горе-природо-охранника, замерзнет, в подъезде -200С. Дотащил, вещи сушиться разложил, подготовился к новым выездам на участки и упал спать.

До вылета домой оставалось 2 дня, а техники в списке особо не уменьшалось. Следующий день мы полностью потратили на ближайшие участки, параллельно решался вопрос, как быть с самым дальним участком золотодобычи – Берендеем. Отправившись на этот участок, вернешься только через 2-3 дня, если повезет. Вариантов нет, обратные билеты пропали, помчали на Берендей. Следует отметить, что, отправляя меня в командировку, заказчик был уверен в завершении проекта за 3-4 дня суммарно, включая перелеты. Добираться до участков думали на вертолетах, но увы, в -500С они не летают, поэтому Уралы, Камазы…

Дорога на Берендей очень красивая и ни разу не хайвей Аризоны. 150 км по зимнику (р. Индигирка), потом 40 км по разливам реки в распадках. Машина шла по разливам – зеркальному льду, как будто на воздушной подушке, не колыхнет. Но в слабых местах льда мы начинали проваливаться в воду и сразу же машину обдавало фонтанами ледяной воды, кусками льда, словно наш Урал – это ледокол в Арктике, а не вахтовка в глубине материка, хм… хотя до Восточно-Сибирского моря (бассейн Северного Ледовитого океана) отсюда всего лишь 700 км. Крики женщин сменяются томным молчанием, повар плачет от страха.

Ехали долго, искали путь проезда, чтобы не «по зеркала» в воду уйти (зеркало у нашего Урала на высоте ~ 2,5 метра). В итоге хэппи-енд – доехали, разгрузились, затопили печки, каждый пошел работать по своей программе: энергетики свет давали, повар еду готовил (скорее оттаивать замороженные с осени продукцию), а я побрел свои экскаваторы осматривать.

К вечеру, освободившись, пошел помогать повару на кухню. Конечно, промышленная кухня на 600 человек впечатляет своим инвентарём и оборудованием: здоровые плиты как металлопрокатные станы, кастрюли по 50 литров, половники хоть на медведя иди, своя пекарня с миксерами и панелями, а хранилище пищевки сбивает с ног: мешки муки, круп и сахара, целиковые замороженные туши оленей и коров, сотни килограмм замороженной капусты, картофеля, моркови и лука… одним словом, завались всего. 

За пару часов мы приготовили на приехавших 20 человек суп из тушенки, макароны с котлетами и разогрели привезенный с собой огромный кекс весом 30кг. Все были довольны, особенно учитывая отсутствие горячей пищи и жидкости за целый день и поднятия после зимовки мерзлого участка (балков, кухни, генераторов).

Ночь была холодной (-55 0С). В балке (домике) по началу, было тепло, но ночью потухла печка и в 3 часа ночи пришлось ее растапливать заново. К 6 утра она опять потухла и в помещении тут же изо рта пошел пар. Растопил – тепло стало, хорошо. Утром я обнаружил в сумке замерзшую зубную пасту и воду, к слову о температуре в помещении :), хорошо ботинки к потолку подвесил. 

Позавтракав, я отправился покорять ближайшую сопку высотой 2,5 км. Но дойдя до нее (всего лишь 0,5 км) по снегу и камням в своих чудоботинках  для Арктики, я начал сомневаться в реалистичности идеи.

На пути к вершине пришлось раздеться до термомайки, которая тут же покрылась коркой льда, лицо покрылось сосульками, а мысли были лишь о нежелании переломать ноги о камни (сопка эта, по сути, представляла собою груду камней различного размера вулканической и осадочной пород). Времени и сил хватило только на половину сопки, но красота окружающей природы и мертвецкая тишина, пронизывали меня насквозь. Где еще удастся побыть полчасика на высоте 1 км над уровнем море,  чувствуя абсолютную сезонную безжизненность окружающего мира? Ослепляющий снег, вершины сопок, ветер, солнце, тишина и чувство полной отрешенности от любой суеты, драйва, забот… незабываемо.

Достаточно оперативно мы загрузились в вахтовку и отправились к зимнику, где меня должен был забрать механик. С горем пополам, пару раз потонув до фар, мы таки добрались до Индигирки и без приключений прибыли в город.

Перенос билетов до Якутска и Москвы позволил нам адекватно спланировать работу по оставшимся машинам. Следующим днем мы решили отправиться на отдаленный участок рудной добычи – Хангалаас, начальником которого, по источникам был весьма суровый, но очень уважаемый и толковый таежник Середа, горняк в 4-м поколении.

В общаге меня ждал сюрприз – ко мне подселили своеобразного мужика 63 лет с целым арсеналом боевого оружия. По фене ботает, понятия толкует, но сразу понятно, что образован и начитан. Разложив на столе пару ножей, серебряный портсигар, дорогущий ноутбук и спутниковый телефон, он начал меня расспрашивать о целях моего визита, да и вообще, кто я и откуда.

Первый час общения прошел, мягко говоря, со скрипом, и мы очень тяжело находили слова для обсуждения простых вещей. Я, по привычке уходил от раскрытия информации, не зная, кто он такой, а незнакомец, видимо, тоже, по привычке давил на меня. Резкая перемена в общении произошла, когда я сказал, что завтра еду на Хангалаас, а он, сначала расспросив о цели моего визита на участок, поведал о своей должности – начальник именно этого участка, фамилия Середа.

В общем, проболтали мы до 5-ти утра, обсуждая все подряд и рассказывая истории из жизни. Середа и вправду оказался не только прекрасным горняком в 4-ом поколении, но и до мозга костей таежником, переехавшим в эти края из Днепропетровска 35 лет назад. Всегда работал в горной отрасли и прошел весь путь от проходчика до начальника горнодобывающего комбината. В молодости занимался разведением собак (борзых), путешествовал с ними по международным выставкам и соревнованиям. Кстати , его сын тоже окончил институт горного дела и успешно работает сегодня в данной отрасли.

К слову, как здесь летом… не сильно лучше

На Хангалаасе мне удалось заглянуть в шахту рудной добычи золота, ну и, конечно, не удержался повертеть в руке руду с содержанием золото 7 грамм/1тн. Мало скажите?, а кто говорил, что золото добывать легко? Порода хоть и камень камнем, но крупицы золота все-таки блестят на осколках.

Наверное, следует в двух словах описать технологию добычи золота, коли уж столько слов вокруг да около. Два основных способа добычи – с россыпи и из руды. Интуитивно понятно, какой способ направлен на поиск золота, залегающего в песчаных грунтах. Второй способ более сложный, технологичный и подразумевает шахтное прохождение к месту залегания нужной породы с содержанием золота.

В обоих случаях, перед началом любых работ необходимо подготовить тонны документации и получить множество разрешений, лицензий, а также выиграть конкурс на конкретный участок с известной геоструктурой, что не только очень дорого, но и весьма сложно, одним словом +100500 бумажных задач. Далее, первым делом, на новый участок прокладывается, какая никакая дорога (бульдозер валит деревья и смещает валуны, ищет броды).

Далее, забрасывается своя георазведка с буровыми станками, генераторами, одной промывочной станцией, погрузчиком и бульдозером. Когда разведка дает первые результаты, информацию о секторах, глубине залегания и ориентировочном количестве золота в поднятом грунте, принимается решение количестве и типе необходимой на участке технике и оборудования.

Строится жилье, кухня, баня, туалеты, помещение ЗПК (золото-приемная касса), перебрасывается легкая техника, цистерны для ГСМ и др. В общем, строится поселок. То, что можно сделать из пиломатериалов или имеющегося металлолома, делается на месте (дома, вся мебель, печки, двери, кровля и др.), а единственное, что привозится для стройки это электропроводка и окна.

Одним словом, север – это место, где из ничего, надо оперативно, надежно и с минимальными затратами сделать ВСЁ, поэтому обычный городской житель с континента (всё, что западнее Оймякона :)), поначалу просто в шоке от разнообразия изготовленный в тайге ХэндМэйдов.

Вернемся к процедуре освоения нового участка. Параллельно со строительством жилого сектора и сопутствующих объектов, еще по зимнику завозится вся необходимая тяжелая техника и ГСМ, ну а георазведка все продолжается. Как только установлен промприбор (промывочная станция), начинается вскрытие грунта (взрывные работы), старт непосредственной золотодобычи.

Промприбор останавливают только для выемки металла, который в сопровождении охраны помещается в ЗПК и потом уже инкассацией в банк и в Магадан, на золото перерабатывающий комбинат, где, в конце концов, отливают слитки, маркируют их и проводят процедуру их «государственной регистрации».

В случае с рудным месторождением (добыча шахтным методом), добавляются работы по созданию и прохождению шахты, установке компрессорного оборудования и вытяжного оборудования, а также монтируется дробильная установка, которая собственно из руды (камней по 5-25 см2) делает каменную «муку» (пудру), которая потом уже промывается в промприборе. Конечно, я описал в общих чертах, все гораздо сложнее, представьте только, чего стоит наладить непрерывную логистику ГСМ, провизии, взрывчатки и всего необходимого по сопкам и бродам глубиною 2-4 метра.

Ремонтировать в тайге технику тоже не сахар, начиная с миллиона комаров размером с голубя, заканчивая постоянной нехваткой запчастей и расходников. Ремонт необходимо делать в кротчайшие сроки, ведь вставший один погрузчик потянет за собой остановку других машин, и цикл добычи замедлится, а если буровые станки умрут – вообще полная “попа”.

Работают здесь только вахтой по 6-8 месяцев с отрывом от цивилизации в прямом смысле слова – связь на участках только спутниковая, да и она лишь у начальника объекта. Многие думают, что на север в такие условия, едут только люди в крайне тяжелом финансовом состоянии, либо пьяницы и тунеядцы, но это далеко не так. Конечно, есть чудной сброд, но это, как правило, должности не выше подсобного рабочего. Руководящий состав, инженеры, механики, энергетики, геологи  и др., за редким исключением, профессионалы своего дела, имеют многолетний опыт работы на подобных предприятиях и едут сюда преимущественно по двум причинам:

– Во-первых, конечно, же приличные деньги (на материке обычный инженер едва ли будет получать 200-250 тыс. руб. / мес.). Живя здесь, ты не тратишь ни копейки, все оплачивает контора. И если тебя потом организация не кинет, то по окончании вахты получишь на руки ощутимую сумму.

– И во-вторых – романтика, удивительный магнитизм мест, да и образа жизни в целом «золотая лихорадка» если хотите. Я был крайне удивлен рассказам нескольких людей, кто приехал сюда за золотом в далекие 80-е на один сезон и с тех пор живут и работают только здесь. Многие живут в Москве, и каждый год приезжают сюда работать уже 25-30 лет.

Такие люди шутят (или скорее советуют) – «не приезжай сюда за золотом, не уедешь никогда». Еще забавная штука – не стоит оценивать местных людей по внешнему виду. Мужик может выглядеть как последний колдырь, с ног до головы в масле, с мешками под глазами, убитыми руками, а в Москве у него 4 квартиры, свой коттедж, взрослые дети, живущие в разных уголках планеты и пару квартир в Якутске для отдыха, когда возвращается домой (реальная история про одного местного «колдыря»). Все просто, проработав несколько лет в здешних условиях, уже никакой крем от морщин не поможет, да и нужен ли этот крем? если весной опять на север лететь.

Поэтому, возвращаясь к вопросу наличия жизни за МКАДом, можно не только констатировать сей факт, но и погрузившись в исследование ее особенностей, узнать, увидеть и ощутить на своей шкуре все прелести ее реальности. Я искренне благодарен людям, не только обеспечившим возможность осуществления моего путешествия, но и в особенности тем, кто наполнил его красками, информацией, впечатлениями и, конечно же, помог в достижении положительного результата командировки. Отдельное спасибо Корженко Виктору, за его неисчерпаемое терпение, бесконечное решение моих проблем, за перевал Черского и приятную компанию.

Что ж, дело подошло к возвращению домой, к любимой семье. Куплены новые билеты, 5 кг магаданской икры, несколько больших кусков оленины, зайчатины, много замороженной и копченой рыбы, взят курс на запад, спешу успеть к первому дню рождения сына. «Приезжайте к нам на Колыму» говорят местные. Хоть юмор и не смешной, но места здесь, правда, удивительные, красивые, манящие… приезжайте, сами увидите.

Немного фотографий:

Конец Оймяконским историям.